Космическая литература

Автор страницы - учитель литературы
Венцель Оксана Геннадьевна

 

Мой класс 

Анализ стихотворений русских поэтов 20 века, посвященных теме космоса

«Комета» А. А. Блок

Стихотворение А. Блока «Комета» написано в 1910 году. В это время весь мир ожидал с ужасом приближения кометы Галлея к Земле. Было известно, что Земля должна пройти через хвост кометы. Шли бесконечные обсуждения в газетах, что же будет с Землей, погибнет ли все ее население...

Поэт откликнулся на животрепещущую тему, выразив свое личное мнение в последних строчках стихотворения:

Грозись, грозись над головою,

Звезды ужасной красота!

Смолкай сердито за спиною,

Однообразный треск винта!

Но гибель не страшна герою,

Пока безумствует мечта!

   Создатель стихотворения считает, что пока на Земле рождается любовь и танцуют танго (лексическое значение слова «матчиш»), мир будет жить. И истинный героизм человечества состоит как раз в том, чтобы перед лицом любой опасности сохранять великую силу любви к жизни.

             Какой же предстает перед нами комета в стихотворении? Блок делает её живой, используя олицетворения. Общается с ней как с соперницей, и противопоставляет красоте «звезды из синей вечности» красоту земного мира. Для того, чтобы подчеркнуть холодную безжизненность кометы, автор использует оксюморон в последней строфе: «звезды ужасной красота».

             Образы отважных авиаторов наделены чертами Дон Кихота. Мощь космического тела не пугает их, а лишь делает азартнее в великой битве за жизнь. Комета - небесная мечта вынуждена сдаться перед безумством и красотой мечты земной.

             Таким образом, оттолкнувшись от впечатления от реального события, связанного с наблюдением за космическим телом кометы, Блок создает принципиально новый художественный образ, в который вкладывает глубокую философскую идею.

«Тоска бродячего светила…» В. Я. Брюсов

Комета Джакобини — Циннера (официальное название 21P/Giacobini-Zinner) была открыта М. Джакобини в созвездии Водолея 20 декабря 1900 г. Она была обнаружена снова Э. Циннером  двумя перигелиями позже во время наблюдения переменных звёзд около β Щита 23 октября 1913 г.С кометой Джакобини-Циннера связан метеорный поток Дракониды (также известный как Джакобиниды).

Это событие косвенно отразилось в стихотворении русского поэта Валерия Брюсова «Тоска бродячего светила…», написанном в том же году. Поэт изумительно переосмыслил образ реальной кометы и связал его со своим внутренним состоянием.

          В первых же строчках стихотворения поэт использует перифраз, называя комету «бродячим светилом». Кроме того, он олицетворяет её, когда приписывает ей стремление стать вольной и способность тосковать:

 

Тоска бродячего светила
По дерзкой вольности своей
Меня недавно осенила
В раздолье голубых полей.

 

Далее лирический герой сравнивает себя самого с кометой, проделавшей свой небесный путь и вернувшейся к главному светилу - солнцу. Состояние возвращения к нему поэт описывает сразу двумя метафорами: «бездна света» и «потонуть в сияньи солнца». Солнечные объятья оказываются одинаково желанными, по мнению лирического героя, и для него, и для кометы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном стихотворении образы кометы и лирического героя как бы срастаются между собой.

 

«Астероид» Ф. К. Сологуб

1921 год, приблизительный год создания стихотворения Федора Сологуба «Астероид» был необыкновенно богат на открытие одноименных небесных тел. В этом году было открыто 16 астероидов: Альсатия, Анакостия, Аренса, Арне, Асплинда, Барселона, Биргит, Гунни, Камелия, Леокадия, Пенлева, Петуния, Примула, Хель, Элиза, Юкунда.

Поэт, впечатленный образом астероида, создает уникальное по красоте стихотворение, в котором лирический герой выступает в лице самого астероида. Используется аллегория одинокое небесное тело – человеческое одиночество. Невозможность воссоединения ни с Солнцем, ни с Землей порождает у лирического тоску и отчаяние:

Приникнуть не могу к тебе, земной двойник,
Отвеян в пустоту дыханием Дракона.
Лишь издали гляжу на солнцев светлый лик,
И недоступно мне земное лоно.

В этом четверостишии автор упоминает о дыхании некого Дракона. Вероятнее всего, речь идет о туманности Дракона, которая состоит не из звезд, а из светящихся газов. Впервые её изучил английский астроном Геггинс в 1864 году. Но как бы то ни было, образ Дракона, введенный в стихотворение, дополняет его мистический характер, создает емкую метафору.

Олицетворяется и образ Солнца «солнцев светлый лик», и образ Земли «земное лоно».

В невозможности изменить свой путь лирический герой астероид усматривает предопределенность своей судьбы, что заставляет его, по замыслу автора испытывать зависть.

«Метеорит» С. П. Щипачев

24 декабря 1965 года падает метеорит  на Leicestershire, Великобритания; он весил около 100 футов (45,63 кг).

Откликом на это событие становиться стихотворение советского поэта Степана Щипачева «Метеорит». Небольшое по объему, оно все же представляется достаточно интересным по содержанию. Это стихотворение -своеобразная загадка, над которой автор предлагает поразмышлять читателям. Поэтому изображение метеорита в стихотворении предельно реалистично, о чем свидетельствуют эпитеты, используемые в стихотворении, например, железисто-гладкий. Кроме того, автор прибегает к использованию перифраза: «неведомый гость из туманных галактик
осколок погибшей какой-то планеты». Форму загадки в стихотворении поддерживают риторические вопросы:

На черный кусок я гляжу молчаливо.
Неужто от взрыва, неужто от взрыва?..

Но и завершается стихотворение строчками с олицетворением:

  Гляжу, и про многое метеорит
  на темном своем языке говорит.

Делая вывод, хочется сказать, что, несмотря на емкий художественный образ, в стихотворении Щипачева метеорит очень схож с реальным космическим объектом.


 

Результаты исследования текстов произведений братьев Стругацких

 

«В стране багровых туч»

 

Исследуя произведение Аркадия и Бориса Стругацких, «В стране багровых туч», мы пришли к выводу о том, что сходство с научными характеристиками Венеры сохраняется только в 1-ой части произведения, где цитируется текст энциклопедии с целью познакомить читателя с героями произведения и объектом предстоящей экспедиции:

 

“Венера — вторая по порядку от Солнца планета. Среднее расстояние от Солнца 0,723 астрономической единицы = 108 млн. км… Полный оборот вокруг Солнца В. совершает в 224 дня 16 часов 49 мин. 8 сек. Средняя скорость движения по орбите 35 км/сек… В. — самая близкая к нам планета. При прохождении между Землей и Солнцем ее расстояние от Земли может составлять 39 млн. км… Когда В. проходит за Солнцем, она находится от Земли на удалении в 258 млн. км… Диаметр В. составляет 12400 км, сжатие незаметно. Принимая данные для Земли за 1, для В. будем иметь: диаметр 0,973, площадь поверхности 0,95, объем 0,92, сила тяжести на поверхности 0,85, плотность 0,88 (или 4,86 г/см3), масса 0,81… Период вращения вокруг оси составляет около 57 часов… В. окружена чрезвычайно плотной атмосферой из углекислоты и угарного газа, в которой плавают облака кристаллического аммиака… В настоящее время изучение В. производится с нескольких временных и постоянных искусственных спутников, два из которых принадлежат АН СССР. Ряд попыток высадиться на В. (Абросимов, Нисидзима, Соколовский, Крюгер и др.) и предпринять непосредственное исследование ее поверхности не увенчался успехом”.

 

Далее в повести возникает совершенно иной образ Венеры.

 

Вопреки мрачной характеристике, которую косвенно дает планете один из героев, Ермаков:

 

«Для Ермакова Венера — это упрямое, злое олицетворение всех враждебных человеку сил стихии. Я не уверен, что нам всем дано будет когда-нибудь понять такое чувство. И, может быть, это даже к лучшему. Чтобы это понять, надо бороться, как боролся Ермаков, и страдать, как страдал он… Покорить навсегда…», членам экспедиции все же удается покорить и понять эту планету. И к концу произведения мы уже видим более дружелюбный облик космического объекта, подчас объединяющий черты земной красоты с фантастической красотой Вселенной:

 

«Скоро вся Венера будет у ног победителя. Исследуется кольцо тяжеловодных болот и озер вокруг Голконды (до сих пор непонятно, откуда в них берется вода; сначала думали, что эти озера и болота как-то связаны с Голкондой, но два месяца назад большое тяжеловодное озеро было открыто в другом полушарии Венеры, за несколько тысяч километров от нас). Иргенсен высадился на южном полюсе. Там открыта новая страна — необозримые леса красных деревьев, зеленых озер, диковинных животных, настоящий заповедник странной жизни, скрытый под куполом бешеной стратосферы. Готовится экспедиция на северный полюс. И если северная полярная шапка Венеры хоть немного похожа на южную, я многое прощу этой планете. А здесь наши экспедиции проникают все дальше в черные пески по ту сторону Кольца Горячих Болот. А я вот вынужден принимать ванны и пожирать бифштексы».

 

Исходя из текста произведения, мы обнаруживаем, что писатели-фантасты Стругацкие однозначно создают образ Венеры как планеты обитаемой.  Следственно, на планете имеются все необходимые для жизни ресурсы. В частности вода, ископаемые, растения. Безусловно, это противоречит современным знаниям о планете Венере.

 

     На данный момент научно доказано, что атмосфера планеты абсолютно непригодна для жизни. Энциклопедия говорит нам ясно:

«Атмосферное давление на поверхности Венеры в 92 раза больше, чем на Земле».

 Кроме того, известно, что планета имеет движимую вулканическую поверхность, температура которой 477 °C. Но абсолютно точно можно сказать, что воды на планете нет: «…литосфера из-за отсутствия воды слишком вязкая и, следовательно, недостаточно подвижна».

на главную

 

 

Дополнительная информация